Рассуждения о патриотизме будущего на примере одного фильма

Надежда Октябрьская СНЖ 6.03.2021 17:27 | Общество 122

«СОЮЗ НАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Фото отсюда

Продукция российского кинематографа часто вызывает поток критики. Особенно скандальными выходят так называемые «патриотические» фильмы, рассказывающие о советском времени. Недавний яркий пример – фильм «Зоя». Однако оказалось, что есть  легендарные личности, которыми современные российские режиссеры и сценаристы все же гордятся. Один из них – Михаил Калашников, советский конструктор стрелкового оружия, изобретатель автомата Калашникова АК-47.

Михаил Тимофеевич – советский гений, родился в крестьянской семье и практически не имел образования, но изобрел автомат, который в 1949 году был принят на вооружение. За свое изобретение конструктор получил Сталинскую премию I степени. В 2020 году при поддержке РВИО (Российское военно-историческое общество) был снят фильм «Калашников», по которому становится ясно, что легендарным конструктором и его изобретением в современной России гордятся. Правда, фильм вышел несколько осовремененный – он не лишен антисоветских пропагандистских штампов о непутевых офицерах НКВД и мешающих начальниках, а также зрителям показали совершенно ненужную здесь любовную сцену.

Тем не менее, общая атмосфера фильма дает понять зрителю, что в СССР производили не только «галоши», и что в стране Советов работали социальные лифты, и крестьянский сын без образования мог вооружить целую армию. Значит, начальство не мешало, а наоборот помогало людям из народа творить и навсегда вписывать свои имена в историю. Без этого в России сегодня не о ком было бы снимать патриотические фильмы. Жаль только, что режиссеры не оставляют попыток хоть намеком, но добавить в фильм антисоветской пропаганды. Делается это, вероятно, с целью показать, что сейчас страна стала другой, лучшей, чем та, в которой родился и воспитывался герой фильма.

Хотелось бы представить себе, о чем будут снимать фильмы через 20-30 лет. Нам будут показывать разгул бандитизма в 90-е? Об этом уже сняты сериалы «Бригада» и «Бандитский Петербург». Расскажут о доблестных следователях, раскрывающих преступления за неделю? Но об этом тоже уже снято много однотипных сериалов. Вряд ли решатся сделать фильм о дерущихся и принимающих алкоголь футболистах. Мало патриотизма и в обилии иномарок на российских дорогах. Снимут ли в будущем сериал о поющем главе корпорации «Роскосмос» и ракетах, разрисованных под хохлому?

А может быть, посмотреть на нашу современность более масштабно? О каких успехах страны в будущем нам могут рассказать? Возможно, о присоединении к России Крыма. Но уже сейчас к многим приходит понимание, что на фоне этого небольшого успеха, страна потеряла бывшую дружественную и союзную республику – Украину. Минские соглашения тоже успехом России не назовешь. У путинской России нет достижений, сравнимых с достижениями СССР, поэтому сейчас главной скрепой режима остаётся эксплуатация победы в Великой Отечественной войне.

Оценка современного исторического периода привела к неутешительному выводу о том, что в будущем, скорее всего, придется ограничиться фильмами о советском периоде и рассказами об участниках военных конфликтов или спецназовцах.

Россия отказалась от советской практики воспитания идейного патриота, и заменила ее взращиванием человека-потребителя. Большинство народа занято выживанием и больше думает о личном, чем об общем. Пропаганда говорит, что никогда мы не жили лучше, чем сейчас. Но благодаря таким фильмам как «Калашников» чувствуется, что та эпоха была более прогрессивной. Не в техническом отношении, а в идейном, мотивирующем. Тогда страна развивалась,  простой человек мог проявить свои таланты и был по достоинству вознагражден государством. В то время орден получал изобретатель, а кто сегодня? Нельзя согласиться с тем, что Россия обеднела талантами. Только сейчас их не видно и не ищут.

Прогресс зависит от взглядов руководителей страны на развитие науки и их стремления находить талантливых людей и давать им возможности проявлять свои способности. Программа Сулакшина «Настоящий социализм» — Новая стратегия успешной России» видит свои будущие решения в этом направлении следующим образом:

«Абсолютный рост доли госбюджета в ВВП позволит увеличить долю финансирования науки, творчества и инноваций, как относительно, так и абсолютно. Оплата труда ученого, изобретателя, художника станет высокой относительно средних величин. Государственная пропаганда, реклама, система поощрений поставят целью возродить престиж умственного и творческого труда. Государство восстановит условия (госзаказ и мотивация бизнеса) для возрождения отраслевой и вузовской науки. Вновь появятся ускорители и полигоны, конструкторские бюро и лаборатории, будут совершаться открытия и выдаваться патенты на изобретение. Занятия наукой вновь станут престижными, не нужно будет бежать за границу, как это происходит при либерализме-путинизме, чтобы заниматься серьезной наукой и творчеством».

Российские открытия и достижения пока что находятся в области прогнозов на будущее. Вряд ли можно рассчитывать, что при сегодняшнем недофинансировании науки мы достигнем чего-то существенного, а разговорами о рывках и прорывах прогресса добиться невозможно. Менять надо многое. Прежде всего, необходима настоящая мотивация у власти к развитию страны. Как раз это отсутствует у путинской команды. Мы гордимся прошлым, настоящее вызывает всё больше скепсиса, но будущее в наших руках.

Надежда Октябрьская, Союз Народной Журналистики, команда поддержки Программы Сулакшина

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора