Нравственным может быть только человек, но не государство — разве не так?

Русранд Степан Степанович Сулакшин 5.12.2019 19:07 | Политика 33

ВОПРОС: Почему в проекте Конституции и ваших определениях Вы относите субъективистские признаки к институциональному образованию — государству (нравственное, справедливое и пр.)?

С.С.СУЛАКШИН: Действительно, может вызвать недоумение использование нами антропоморфных субъектных («субъективистских», как в вопросе — это неточно; можно даже спутать с «субъективными») характеристик, применимых к человеку — умный, честный, совестливый, справедливый, нравственный. А тут речь о государстве, об институте. Вопрос для нас не новый, его задавали неоднократно.

Ответ на это недоумение естественно вытекает из определений феноменов, скорее пока даже ноуменов: нравственное государство, справедливое государство, праведное государство. Начну ответ сначала с прилежащего, мягкого, определения.

Государство тоже выступает — как человек — в определенном контексте как субъект. Как человек в окружении себе подобных. Когда? Когда государство оказывается окружено государствами мира. И на международных площадках у него, как у субъекта, есть международное реноме, те или иные поведенческие практики, те или иные предъявляемые миру идеологические позиции. Например, государство может быть честным и бесчестным, может быть предсказуемым и непредсказуемым, агрессивным, милосердным и т. д. В этом контексте никого не удивляет наделение государства как субъекта международных отношений человеческими чертами и характеристиками.

Именно в этом смысле субъектности нашего государства нами разработан Российский мировой проект, формирующий в мировом пространстве новый облик нашей страны — справедливой, порядочной, честной, защищающей определенные ценности, обозначенные в нашей Программе как настоящий социализм. Здесь перенос антропоморфных характеристик на поведение, облики и реноме страны, с натяжкой конечно, с условностью, но возможен.

Напряжение возникает во внутреннем, институциональном отношении. Государство — это, конечно, абстракция — потрогать его нельзя — это институт, совокупность отношений, формируемых государственной властью с помощью обобществленных ресурсов, и общественными отношениями.

Так как же можно называть нравственным государство? Так называть можно, потому что данный тип государства имеет собственное определение. По этому определению «нравственное государство — это государство, миссии, функции, институты, процедуры, механизмы которого продуцируют человека нравственного и нравственное общество». Ровно по такой же формуле построено определение государства справедливости, праведного государства. Только в этом отношении антропоморфные человеческие характеристики применяются нами в теории государства как института.

Наше государство будет нравственным, справедливым, трудовым, цивилизационно идентичным, народовластным. Каждая из этих характеристик совершенно точно и системно функционально определены, нагружены важными смыслами, они порождают активно деятельностный подход — от смысла к содержанию государственного строительства, созиданию общественных отношений, то есть к действию. Вот это и есть наш проект, который предлагается стране в виде проекта новой конституции России и Программы «Настоящего социализма» — программы Сулакшина.

Автор Степан Степанович Сулакшин — д.полит.н., д.физ.-мат.н., профессор, гендиректор Центра научной политической мысли и идеологии.

Из передачи #ПрограммаСулакшина Вопросы и ответы.

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора