Чем мы дышим и где лучше гулять в безветренную погоду (спойлер: нигде)

Greenpeace 7.02.2020 19:02 | Общество 49

В таком виде Василий перемещается по городу на велосипеде. Фото из архива автора

Несколько лет назад муниципальный депутат и гражданский активист Василий Хорошилов нашёл способ получить больше информации о московском воздухе.

Прибор, улавливающий вредные микрочастицы и отображающий все данные в реальном времени, сегодня может установить за своим окном любой желающий. Результаты замеров видны на интерактивной карте, а группа активистов, которая занимается экопросвещением, объединилась в сообщество Breathe.Moscow и пристально следит за качеством воздуха в Москве.

— Расскажите, почему вы заинтересовались качеством воздуха и что заставило вас заняться массовыми измерениями?

— Я долго работал с отдельными микрочастицами и узнал, что существуют их валовые характеристики в воздухе. Примерно в это же время я стал анализировать имеющиеся данные: сколько грязи летает в воздухе и в какой концентрации. Одним словом, качество воздуха я начал мониторить, когда это ещё не было мейнстримом. Кроме того, у меня всегда был острый нюх, и я моментально реагировал на любые странные и неприятные запахи. Всё это сформировало мой интерес к теме, и я попытался понять и разобраться, что не так с воздухом.

— Как вы перешли от теории к практике?

— Когда меня спрашивали, где посмотреть данные о качестве воздуха, я всех отправлял на сайт Мосэкомониторинга. Но буквально через три дня после того, как я стал депутатом, сайт Мосэкомониторинга отключился почти на пять месяцев. На этот период пришлись дни, когда загрязнение в воздухе было осязаемым и очевидным. Вопросы от людей продолжали поступать, и я попытался найти другие способы измерения. Обнаружил недорогое устройство, которое определяет концентрацию микрочастиц в воздухе, показал друзьям и коллегам. Мы объединились в чат и стали думать, что с этим делать. Коллеги нашли аналогичное, но самосборное и сетевое устройство, которое люди начали устанавливать, объединяться в группы и делиться результатами. Этот период совпал также с мусорным кризисом: закрытие полигона в Кучино, Волоколамск, массовые сжигания мусора. Качество воздуха стало волновать всех.

Василий рассказывает о том, как устроен датчик и как измерять при его помощи качество воздуха. Фото из архива автора
Василий рассказывает о том, как устроен датчик и как измерять при его помощи качество воздуха. Фото из архива автора

— Что вы выяснили, когда установили свои датчики? Отличались ли результаты измерений от официальных данных?

— Изначально у нас было мало датчиков, чтобы сравнивать. Сейчас наши данные коррелируют с официальными, но официальные поступают с отставанием на два часа — это технические особенности системы. В целом Москва  не самый плохой для жизни город, даже несмотря на то, что в приложении Air Visual она несколько раз поднималась на второе место в рейтинге самых загрязнённых городов.

— Как данные могут улучшить качество воздуха?

— Помогают не данные, а сообщество, которое эти данные изучает и распространяет важную информацию. Информирование  это первое, чем мы должны заниматься. Когда в городе плохой воздух, а я вижу человека, который вышел в парк на пробежку, мне хочется его остановить с криком «Что ты делаешь?!» Но лучшее, что я могу получить в ответ — это по морде. Люди должны задумываться о том, чем дышат. Пусть они не могут исправить ситуацию прямо сейчас…

— Совсем не могут?

— Можно установить в квартире фильтр, который очистит воздух от частиц.

— А что делать, когда мы не дома?

— Если ситуация неблагоприятная, можно в этот день хотя бы не бегать или увезти детей за город — вместо того, чтобы ехать гулять в центр. В идеале люди должны самостоятельно наблюдать за качеством воздуха и в «плохие дни» отказываться от автомобилей. Когда-нибудь мы поймём, что воздух общий и то, что мы делаем для других, мы делаем и для себя тоже.

— Как вы видите город своей мечты в будущем? Что в нём есть и чего быть не должно?

— Я бы хотел видеть трамвайчики вдоль всех улиц и электрокары вместо старых топливных автомобилей. Сейчас мне обидно видеть, как советские методы застройки испортили ландшафт города: реки и овраги засыпаны, а сверху квадратиками идёт застройка домов. Пожалуй, это уже не исправить, но у моего идеального города был бы природный рельеф с горками и оврагами. Ещё я хотел бы, чтобы везде были солнечные батареи, а мы сами ездили бы на трамвайчиках, велосипедах и немного — на электромобилях.

— Как вы сами выбираете маршруты для передвижений и прогулок?

— Я стараюсь не ехать вдоль трасс, особенно с детьми. Всегда смотрю, откуда ветер. В Марьино, например, есть прекрасный парк, но если ветер слабый или восточный относительно локации парка, я ни за что туда не поеду — буду ждать, когда сильный северный ветер выдует всё из города и в нём станет безопасно дышать. Если ветер южный или юго-западный и сильный, то в южной части города обычно лучше. Мощный северо-западный, северный, западный и северо-западный ветер очищает воздух по всему городу и можно гулять где угодно, а если ветра нет, то лучше уехать из города на дачу или хотя бы остаться дома.

— Что вы делаете, чтобы обезопасить себя и свою семью от микрочастиц?

— Я всегда обращаю внимание на то, где играют дети. Если я прохожу мимо детского садика и вижу, как с другой стороны забора прогреваются «жигули», я подхожу к детям и громко им объясняю, почему играть здесь не стоит. Вообще гулять лучше всего подальше от дорог и от парковок. Но если идёте вдоль шумной улицы, то всегда выбирайте подветренную сторону — ветер не должен дуть на вас с проезжей части.

Недавно я обнаружил, что пылесос с HEPA-фильтром хорошо фильтрует воздух. Если старый пылесос я старался при детях не включать, то теперь, когда вижу, что воздух плохой, закрываю окна и начинаю пылесосить. В «плохие дни» я пытаюсь одновременно включать увлажнитель и кондиционер. А ещё на велосипеде я часто езжу в респираторе. Во-первых, зимой так теплее, а ещё я вижу, каким серым он становится после нескольких поездок. Это всё я не вдохнул.

— А у вас есть ещё какие-то экопривычки?

— Моему велосипеду лет пятнадцать, моему автомобилю — около десяти, и я не собираюсь покупать новый. Я хожу в джинсах, которые мне отдал брат, редко бреюсь, не пользуюсь средствами для бритья. Стараюсь донашивать одежду до дыр. Раньше меня можно было назвать бедным человеком, но сейчас я говорю, что экологично потребляю. (Смеётся).

Сейчас на главной
Статьи по теме
Статьи автора

Популярное за неделю